В Российской Федерации действует «Закон о ЦФА» от 31.07.2020г. В Республике Беларусь действует Декрет №8 "О развитии цифровой экономики". Хотя Закон О ЦФА на первый взгляд похож на Декрет N 8, данные акты имеют существенные отличия:
1. Декрет N 8 и Закон ОЦФА затрагивают отношения по порядку выпуска токенов / цифровых финансовых активов. При этом Декрет N 8 устанавливает, что только юридические лица - резиденты ПВТ вправе самостоятельно осуществлять полномочия по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов) в Республике Беларусь и за рубежом. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, не являющиеся резидентами ПВТ, вправе создавать и размещать собственные цифровые знаки (токены), заключив договор с юридическим лицом - резидентом ПВТ на оказание данной услуги (ч. 1 подп. 2.1 п. 1 Декрета N 8).
Согласно Закону О ЦФА выпустить цифровой финансовый актив вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
2. Закон О ЦФА более подробно регламентирует процедуру выпуска цифровых финансовых активов.
В то же время в Республике Беларусь согласно Декрету N 8 основным институтом, ответственным за выработку регулирующих принципов в сфере операций с криптовалютами, является Администрация ПВТ, которая наделена правом разрабатывать и принимать нормы и требования к субъектам криптоэкономики.
3. В соответствии с Декретом N 8 деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью (ч. 2 подп. 2.2 п. 2).
В свою очередь в Российской Федерации понятие "майнинг" на законодательном уровне не закреплено.
4. Декрет N 8 дает определение термину "виртуальный кошелек" - программное или программно-техническое средство, предназначенное для хранения цифровых знаков (токенов) и позволяющее его владельцу осуществлять операции с ними.
В Законе О ЦФА такая дефиниция как виртуальный кошелек или цифровой кошелек отсутствует.
5. Внесенные в ГК Российской Федерации изменения ввели понятие цифровых прав и определили их как отдельный объект гражданских прав. Цифровые права включены в состав имущества, которое в современном гражданском праве получает все более широкое толкование.
В Республике Беларусь существует точка зрения, о преждевременности включения таких положений в ГК ввиду, прежде всего, отсутствия серьезных научных исследований, единства мнений о правовой природе таких прав, а также недостаточной практики применения норм Декрета N 8.
Таким образом, сравнительный анализ положений Декрета N 8 и Закона О ЦФА показал, что, несмотря на некоторую общность в подходах к регулированию сферы цифровой экономики в Республике Беларусь и Российской Федерации, нельзя говорить о полной гармонизации данной сферы законодательства. Так, в ходе проведенного анализа нормативных правовых актов следует выделить ряд различий:
1) использование различной терминологии, применяемой в национальном законодательстве двух стран;
2) различия в составе органов, имеющих полномочия на регулирование сферы цифровой экономики
Нормы Закона О ЦФА носят в основном рамочный характер, оставляя решение практических вопросов в ведении Центрального банка Российской Федерации.
В Республике Беларусь, исходя из практики работы резидентов ПВТ, инициатором внесения изменений в нормативные правовые акты может выступать Администрация Парка высоких технологий.;
3) наличие различных требований к порядку получения субъектами хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на совершение операция с цифровыми активами/токенами.
Важно отметить, что деятельности, связанной с цифровыми активами и цифровыми знаками (токенами), характерна высокая мобильность, поэтому непропорциональное ужесточение регулирования приводит к миграции предпринимателей в юрисдикции с более благоприятными условиями.
Соответственно, в целях обеспечения равных возможностей на территории Союзного государства, необходимо гармонизировать и привести к одному значению законодательство стран Союзного государства в области цифровых технологий.