Аналитика

Аналитический обзор по сравнительному анализу нормативных правовых актов Беларуси и России по вопросу свободы перемещения граждан на территории Союзного государства

В связи с наличием у титульных народов Беларуси и России общерусской этнической идентичности, выражавшейся в единой общерусской письменности, едином искусстве и архитектуре, едином образе жизни, единстве вероисповедания, Республика Беларусь и Российская Федерация, руководствуясь волей народов Беларуси и России к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, 8 декабря 1999 года заключили Договор о создании Союзного государства, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

В целях продолжения дальнейшего сближения народов и обеспечения действенной интеграции в различных сферах государственной и общественной жизни, 24.01.2006 в г.Санкт-Петербурге подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства.

Поскольку свобода выбора места пребывания и жительства, в том числе временного на территориях государств на общем интеграционном пространстве является одной из основополагающих, статьей 3 названного Соглашения гражданам Беларуси и России предоставлено право пребывания на территорию другой стороны в течение 90 дней без регистрации в компетентных органах по месту пребывания.

В то же время законодательство Республики Беларусь, регулирующее выплату государственных пособий, не позволяет гражданам Республики Беларусь в полной мере реализовывать свое право на свободное пребывание на территории Российской Федерации на протяжении установленных 90 дней.

Так, в силу абзаца девятого части первой пункта 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» выплата государственных пособий по материнству прекращается в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более двух месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи).

Общеизвестно, что народы Беларуси и России объединяет не только наличие единого исторического процесса, но и многочисленные семейные узы, при которых братья и сестры, родители и дети, а также родители супругов могут проживать в разных странах – участниках Союзного государства.

В связи с протяженностью границ Союзного государства дорога из одного конца Союзного государства в другой конец может занимать более недели, в связи с чем наличие законодательного ограничения на беспрепятственное пребывание граждан Беларуси и России на территории разных участников Союзного государства, препятствует посещению родственниками друг друга, а также ограничивает возможность гостить друг у друга более 2 месяцев подряд.

В целях восстановления равенства граждан России и Беларуси в вопросе свободы выбора места пребывание граждан Беларуси и России на территории разных участников Союзного государства, в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» требуется внесение соответствующего изменения, предоставляющего возможность находиться гражданам Республики Беларусь на территории Российской Федерации более 2 месяцев без прекращения выплат государственных пособий по материнству.