Аналитика

Аналитический обзор по сравнительному анализу законодательства в сфере административного права в РБ и РФ

Сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь позволяет выявить существенные сходства и различия. Главным различием является наличие в системе административного права Республики Беларусь двух кодифицированных актов: Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, в то время как в Российской Федерации существует лишь один Кодекс.
В настоящее время имеют место различия в подходах к институту административной ответственности уже на уровне структуры законодательства. Различия становятся более отчетливыми на уровне структуры кодексов. Вместе с наличием структурных различий, в Кодексах об административных нарушениях присутствуют и терминологические различия.
К особенностям понятийно-терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как «административные правонарушения», «административные наказания», используемые в кодексах стран для обозначения определенных процедур.
Так же следует заметить, что основополагающее понятие «административное правонарушение» используется в Кодексе об административных правонарушениях как Республики Беларусь, так и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако содержание этого термина несколько разнится.
Отличительным признаком является и использование различных терминов, обозначающих административные наказания. Общим для Беларуси и России является применение административных взысканий (наказаний). При сравнении составов административных правонарушений следует отметить наличие существенных расхождений в подходах, используемых в этих государствах.
Объекты статей Кодексов России и Беларуси имеют существенные отличия. Под объективной стороной административного правонарушения следует понимать систему признаков, закрепленных нормой права и характеризующих внешнюю сторону его совершения, противоправный акт, нарушающий установленные законодательством нормы права. Специфика субъекта административного правонарушения рассматривается как важный признак, элемент административного правонарушения. Как правило, субъектами выступают юридические и физические лица. Например, КоАП Российской Федерации в качестве субъекта ответственности рассматривает граждан, должностных и юридических лиц. КоАП Республики Беларусь — физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности в КоАП Российской Федерации. Наиболее четко формы вины прописаны в законодательстве Республики Беларусь.
Таким образом, следует отметить, что законодательные акты об административной ответственности Республики Беларусь и Российской Федерации имеют как сходства, так и серьезные отличия.