Так, характерной особенностью белорусских ПДД является наличие большого количества терминов и понятий, закрепленных в разделе «Общие положения».
В частности, в Правилах дорожного движения Республики Беларусь дается четкое разграничение терминов «обгон» и «опережение», в то время как в российских ПДД понятия «опережение» не существует, а обгон – это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. В белорусских ПДД дается следующая формулировка: обгон – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги); опережение – движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств).
Таким образом, если для опережения впереди идущего транспортного средства водитель выехал на полосу встречного движения – значит, он совершает обгон, однако если дорога имеет две (или больше) полосы для движения в данном направлении и для опережения движущегося впереди автомобиля вам не нужно выезжать на встречную полосу, а достаточно перестроиться в левый ряд попутного направления — водитель совершает опережение.
Строгие требования белорусские ПДД предъявляют к движению в жилых зонах. В частности, на территории жилых и пешеходных зон, а также прилегающих к ним территориях запрещается:
- движение со скоростью более 20 км/ч;
- транзитное движение;
- обучение управлению механическим транспортным средством;
- стоянка механического транспортного средства с известной водителю неисправностью противоугонной звуковой сигнализации, произвольно подающей непрерывные звуковые сигналы;
- стоянка грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 т, автобусов, колесных тракторов и самоходных машин вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки», если это не связано с выполнением ими работ.
Кроме того, правила остановки и стоянки транспортных средств в Беларуси имеют свои особенности.
Так, в соответствии с белорусскими ПДД остановка и стоянка транспортных средств запрещаются, в частности:
- на пешеходных переходах и ближе 15 м от них в обе стороны, в то время как на территории России такое расстояние составляет только 5 метров;
- на перекрестках и ближе 15 м от края пересекаемой проезжей части дороги (кроме жилых зон), за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних перекрестков, имеющих сплошную линию горизонтальной дорожной разметки или сплошную разделительную полосу, в то время как на территории России такое расстояние составляет только 5 метров;
- на железнодорожных переездах и ближе 50 м от них в обе стороны, в то время как российскими ПДД запретная зона устанавливается только для стоянки транспортных средств;
- на проезжей части двухполосной дороги напротив стоящего на противоположной стороне дороги транспортного средства (в российских ПДД такой запрет отсутствует);
- на левой стороне дороги, за исключением дорог с односторонним движением и дорог, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении без трамвайных путей посередине (в российских ПДД такой запрет отсутствует);
- на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке (в российских ПДД такой запрет отсутствует);
- в местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения, работы транспортных средств оперативного назначения и транспортных средств дорожно-коммунальных служб (въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, узкие местные проезды, места размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и др.) (в российских ПДД такой запрет отсутствует);
- ближе 10 м от служебных дверей магазинов, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей (в российских ПДД такой запрет отсутствует).
Стоянка транспортных средств также запрещается вне населенных пунктов на проезжей части дороги и обочине, а для автомобилей общей разрешенной массой более 3,5 т — в местах, которые не обозначены знаками «Место стоянки» или «Место отдыха», в то время как в Российской Федерации запрет установлен только для проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1.
При этом, в белорусских Правилах дорожного движения есть важная оговорка, в соответствии с которой, включение водителем аварийной световой сигнализации при преднамеренной остановке и стоянке в местах, где они запрещены, не освобождает его от ответственности за нарушение требований правил остановки и стоянки транспортных средств.
В соответствии с белорусскими ПДД на перекрестках запрещено перестроение. Исключением являются перекрестки с круговым движением. Если на дороге, имеющей две (и более) полосы для движения в одном направлении, соседняя полоса (полосы) занята движущимися транспортными средствами, то водителю разрешено перестраиваться в нее только для выполнения соответствующего маневра (поворот, разворот, объезд препятствия либо остановка). В остальных случаях занимать данную полосу запрещено, поскольку это может осложнить дорожную обстановку.
Одновременно хотелось бы отметить, что в белорусских Правилах имеется очень важное и полезное положение, направленное на предотвращение заторов на дорогах. Если на дороге, имеющей две и более полосы движения в одном направлении, из-за препятствия на одной из них образовался затор, водитель каждого транспортного средства, движущегося по соседней полосе движения, должен дать возможность перестроиться на его полосу одному из стоящих в заторе транспортных средств. Несоблюдение этого требования ПДД квалифицируется как нарушение правил маневрирования.
Разворот в Беларуси запрещен в тех же местах, что и в России. Однако есть важный нюанс: если в России нельзя разворачиваться на пешеходных переходах, то в Беларуси этот маневр также запрещен на расстоянии 15 м с каждой стороны от перехода (кроме случаев разворота на перекрестках в разрешенном месте).
Одновременно хотелось бы обратить внимание российских водителей и на различия в административном законодательстве, в части установления ответственности за превышение скорости движения. Так, в Беларуси административная ответственность за превышение скорости наступает уже за превышение на 10 километров час, в то время как в России ответственность предусмотрена только за превышение установленной скорости движения на 20 километров в час и более.