В ходе разработки трудового законодательства специалисты по охране труда и научные сотрудники России и Белоруссии активно взаимодействовали и обменивались опытом – в связи с чем и нормы трудового права в обеих странах довольно схожи. Однако и отличия, на первый взгляд, не слишком большие, в трудовом законодательстве обоих государств имеются.
Общие положения Трудового кодекса
В России:
Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) был принят 30.12.2001 года.
· Официальный возраст трудоустройства - 16 лет. Допускается заключение договора с лицами младше 14-летнего возраста при соблюдении условий, указанных в ст. 63 ТК РФ.
· Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен ст. 64 ТК РФ.
· Не урегулированы вопросы отказа в трудоустройстве лицам, направленными на работу государственной службой занятости в счёт брони, прибывшим на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключённым договором после окончания учебного заведения, имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, прибывшим на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооружённых Сил РФ и направленным на работу в счёт брони для предоставления первого рабочего места.
· Работодатель обязан письменно предоставить причину отказа в трудоустройстве по запросу соискателя. Решение может быть обжаловано через суд.
В Беларуси:
Трудовой Кодекс Республики Беларусь (ТК РБ) был принят 08.06.1999 года.
· Официальный возраст трудоустройства - 16 лет. Допускается заключение договора с лицами младше 14-летнего возраста с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) и с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
· Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен ст. 16 ТК РБ.
· Прописаны основания и запреты для отказа в трудоустройстве лицам, направленными на работу государственной службой занятости в счёт брони, прибывшим на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключённым договором после окончания учебного заведения, имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, прибывшим на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению.
· Работодатель обязан письменно предоставить причину отказа в трудоустройстве по запросу соискателя либо уполномоченного органа в течение 3 дней с момента обращения. Решение может быть обжаловано через суд.
Трудовой договор
В России:
· Положение о трудовом договоре прописано в ст. 67 ТК РФ: составляется в 2 экземплярах, в письменной форме, подписывается обеими сторонами.
· Типовой формы трудового договора нет. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным с момента фактического начала сотрудником его работы. В этом случае письменный трудовой договор оформляется не позднее 3 рабочих дней с момента начала работы.
· В ТК РФ нет конкретных статей недействительности трудового договора.
· В договоре отражены положения ст. ТК РФ о трудовой книжке и медицинском освидетельствовании.
В Беларуси:
· Положение о трудовом договоре прописано в ст. 18 ТК РБ: составляется в 2 экземплярах, в письменной форме, подписывается обеими сторонами.
· Типовая форма трудового договора утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
· Недействительность трудового договора прописана в ст. 22, 23 и 24 ТК РБ.
· В договоре отсутствуют положения ТК РБ о трудовой книжке и медицинском освидетельствовании.
Оценка условий труда
В России:
Специальная оценка условий труда.
Проводится на основе Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013.
· Охватывает все рабочие места - и производственные, и офисные, и разъездные;
· Обязательно проводится 1 раз в 5 лет;
· Возможно изменение размеров взносов в ФСС;
· Предусматривается выплата льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда;
Осуществляется аккредитованными органами.
В Беларуси:
Аттестация производственных объектов по условиям труда.
Проводится на основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда»
· Охватывает только рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;
· Обязательно проводится 1 раз в 5 лет;
· Осуществляется работодателем либо аккредитованными органами;
· Предусматривается выплата льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда.
Подводя итоги:
Трудовое законодательство России значительно больше внимания уделяет социальному взаимодействию, расставляет сильные акценты на достижении оптимальных условий труда и оценке рабочих мест и имеет множество поправок. Однако – частично именно в силу многочисленных изменений, принятых уже постфактум, – многие положения российского законодательства либо не могут быть применены на практике, либо откровенно противоречат друг другу, и устранить все возможные недочеты необходимо нормами не одного и даже не двух новых нормативных актов. В настоящее время Минтруд ведет работу по урегулированию трудового законодательства и исключению дублирующих, избыточных и противоречащих требований.
В то же время в Беларуси более подробно освещены нюансы и проблемы трудоустройства, да и в целом нововведения и поправки принимаются гораздо быстрее и не вносят сумятицы в законодательство. Но и такого инновационного инструмента, как, к примеру, спецоценка рабочих мест, в Республике пока что не введено, а понятия социального взаимодействия (российского трипартизма) и условия труда основаны на несколько устаревших новеллах и положениях.
