Аналитика

Аналитический обзор нормативных правовых актов РБ и РФ, регулирующих социально-трудовые отношения

8 декабря 1999 года в г.Москве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписан договор о создании Союзного государства (далее – Договор о создании союзного государства).

Согласно статьи 2.1. Договора о создании союзного государства целями Союзного государства являются, в частности, обеспечение формирование единой правовой системы демократического государства, а также проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В целях повышения уровня жизни народов Беларуси и России, создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечения равных прав граждан Союза на территории каждой из Сторон, 25.12.1998 в г.Москве подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, вступивший в силу 22.07.1999.

В силу статьи 8 названного Договора договаривающиеся Стороны обеспечивают равное право их граждан на социальное обеспечение.

В целях реализации Договора о создании Союзного государства, а также унификации, гармонизации и сближения законодательства государств – участников Союзного государства, Высший Государственный Совет Союзного государства 04.11.2021 утвердил Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и Союзные программы, являющиеся неотъемлемой частью Основных направлений.

При этом, согласно Союзной программе по проведению согласованной политики в социально-трудовой сфере определено проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения с последующим обсуждением и согласованием единых подходов по гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Экспертами Центра правовых консультаций российских соотечественников, проживающих в Республике Беларусь, ведется мониторинг принимаемых в Республике Беларусь мер по реализации Союзных программ по гармонизации и сближению законодательства Беларуси и России, а также ведётся работа по выявлению разногласий в регулировании тех или иных направлений.

Так, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. №945 внесены изменения в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утверждённое Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569.

При сравнении новелл белорусского законодательства с подходами, сложившимися в Российской Федерации, по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, установлено наличие некоторых шагов по сближению законодательства государств – участников Союзного государства.

Так, с 1 января 2024 г. в Беларуси увеличится размер больничных для граждан, работающих 10 лет и более. В частности, для граждан, имеющих стаж работы с уплатой взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – ФСЗН) 10 лет и более, больничный с первого дня болезни будет оплачиваться в размере 100 % утраченного заработка. Для граждан со стажем менее 10 лет – больничный с первого дня болезни будет оплачиваться в размере 80 % утраченного заработка. В действующей же редакции пособие по временной нетрудоспособности первые 12 дней возмещает 80 % утраченного заработка, остальные дни болезни – 100 %.

Для сравнения в Российской Федерации размер больничного также зависит от страхового стажа сотрудника, однако подходы в определении размера пособия несколько иные. Так, если трудовой стаж работника менее 6 месяцев – размер больничного за полный календарный месяц приравнивается к размеру МРОТ (минимальный размер оплаты труда), с учетом районных коэффициентов, установленных в регионе или местности. Если же стаж менее 5 лет, но более 6 месяцев – размер больничного составит 60% от среднего заработка; от 5 до 8 лет – размер больничного составит 80% от среднего заработка. Если стаж превышает 8 лет – размер больничного составляет 100% от средней заработной платы.

Несколько отличаются подходы Беларуси и России и в определении средней заработной платы, необходимой для начисления больничного.

Так, начиная с 1 января 2024 года в Республике Беларусь при определении расчетного периода будут учитываться календарные дни 18 месяцев (за исключением периодов простоев и отпусков за свой счет по инициативе нанимателя, периодов временной нетрудоспособности и периодов получения иных социальных выплат), в то время как в настоящее время размер среднедневного заработка для исчисления пособий работникам определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие.

В Российской Федерации же расчетный период для пособия по временной нетрудоспособности составляет последние два календарных года, то есть 24 месяца.

Остаётся непонятным, почему в Беларуси, приняв решение об увеличении расчетного периода, увеличение произошло лишь до 18 месяцев, а не до 24 месяцев как в Российской Федерации, унифицировав тем самым законодательство.

При этом следует отметить, что с 1 января 2024 года в Беларуси при определении средней заработной платы для начисления больничного в расчет будут включаться все выплаты, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН, что соответствует российским подходам. В настоящее время в Беларуси в расчет среднедневного заработка включаются только выплаты, связанные с трудовым результатом (в расчет не включаются единовременные выплаты – материальная помощь, пособие на оздоровление и др.).

В то же время в Беларуси и России остаются различные подходы в определении плательщика больничного.

Так, в Российской Федерации пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в следующем порядке: за счет средств страхователя – за первые три дня (только при заболевании или травме работника); за счет средств бюджета социального фонда – за основной период, начиная с четвертого дня нетрудоспособности работника; за счет средств бюджета социального фонда – с первого дня при временной нетрудоспособности по причине ухода за ребенком, больным членом семьи, карантина, долечивания в санатории, протезирования и т.п.

В Беларуси же по общему правилу пособия назначаются плательщиком и выплачиваются в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в целом законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации гармонизируется, однако о полной её унификации говорить рано.

Представляется несколько не логичным совершаемые Беларусью полушаги по сближению, но не унификации законодательства государств-участников Союзного государства. Так, несмотря на наличие Союзной программы по проведению согласованной политики в социально-трудовой сфере, предусматривающей определение единых подходов в законодательствах Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения, в Республике Беларусь при корректировке законодательства, регулирующего порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, остались без внимания отдельные нормы, содержащие отличающие от российских подходы в социально-трудовой регулировании.