Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей с другими странами. Железнодорожный транспорт – это вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги имеют высокую провозную способность. На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов.
Краткая характеристика Республиканского унитарного предприятия «Белорусская железная дорога»
В современном виде РУП «БЖД» действует с 1999 года, когда Постановлением Совета Министров РБ №1196 от 02.08.1999 был принят Устав железнодорожного транспорта общего пользования.
РУП «БЖД» является государственным объединением, подчинённым Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав которого входят:
- 22 республиканские унитарные организации, имеющие статус юридического лица, из которых 6 – дочерних;
- 8 обособленных структурных подразделений (филиалов);
- 2 представительства Белорусской железной дороги за рубежом.
Деятельность РУП «БЖД» в области перевозки пассажиров регулируется следующими нормативными актами:
- Устав железнодорожного транспорта общего пользования;
- Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.12.2020 N 82 "О тарифах на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом";
- Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 9 июля 2021 г. N 51 "Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 декабря 2020 г. № 82" и иными документами.
Краткая характеристика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ОАО «РЖД» является открытым акционерным обществом, в структуру которого входят:
- 16 филиалов территориальных железных дорог;
- 57 филиалов по видам деятельности;
- 74 дочерних и зависимых обществ;
- 7 представительств за рубежом.
Деятельность ОАО «РЖД» в области перевозки пассажиров регулируется следующими нормативными актами:
- Устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
- Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2021 № 1838;
- Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом
- Приказ Министерства транспорта РФ от 05.09.2022 № 352;
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и иными документами.
Тарифы на пассажирские перевозки внутри России и Белоруссии относятся к сфере социально значимых и регулируются соответственно Федеральной антимонопольной службой РФ, приказом ФАС России от 10 декабря 2015 г. № 1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги», с изменениями, и Министерством антимонопольного регулирования РБ, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.12.2020 N 82 "О тарифах на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом", с изменениями.
Но если внутри стран Союзного государства тарифы урегулированы и сформированы на уровне министерств, то формирование тарифа международного пассажирского сообщения между ними не так просто.
Оба государства при формировании тарифов исходят из Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) действующим с 01.09.1951 с изменениями и дополнениями на 01.05.2022 года и Международным пассажирским тарифом (МГПТ), утверждённым приложением к СМПС. Расчёт тарифов в данных документах производиться в швейцарских франках для удобства формирования курсовых разниц.
На современном этапе формирования Союзного государства назрел вопрос, об изменения тарифообразования на пассажирские перевозки между РФ и РБ и заключения двухстороннего соглашения, которое позволит сформировать для жителей этих стран прозрачную систему оплаты проезда, без отсылок на международное право, которое не отвечает веяниям времени.