Аналитика

Аналитический обзор по сравнительному анализу уголовного законодательства Республики Беларусь, прямо или косвенно затрагивающих права соотечественников

В ходе проведенного анализа уголовного законодательства, регулирующего вопросы назначения наказания, выявлены нормы, не обеспечивающие в полной мере равенство граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, перед уголовным законом Республики Беларусь.
Так, в силу части 1 статьи 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь
К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) ограничение по военной службе;
6) арест;
7) ограничение свободы;
8) лишение свободы на определенный срок;
9) пожизненное лишение свободы;
10) смертная казнь (до ее отмены).
Вместе с тем, такие виды альтернативных лишению свободы наказаний, как общественные работы, исправительные работы и ограничение свободы не могут быть назначены гражданам Российской Федерации.
На практике зачастую имеют место случаи назначения гражданам Российской Федерации, в том числе постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, наиболее строго наказания в виде лишения свободы, только лишь по тому основания, что уголовный закон не позволяет назначить более мягкие виды наказаний (такие виды альтернативных лишению свободы наказаний как штраф и арест предусмотрен не всеми санкциями статей Уголовного кодекса Республики Беларусь). При этом гражданам Республики Беларусь, а также постоянно проживающим в Республике Беларусь лицам без гражданства за совершение аналогичных преступлений назначаются наказания, не связанные с лишением свободы, ввиду наличия в санкции статьи уголовного закона более мягких видов наказаний.
В результате ущемления прав граждан Российской Федерации в Республике Беларусь на равенство перед уголовным законом, значительная часть граждан Российской Федерации отбывают наказания в исправительных учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, в то время как им могли быть назначены альтернативных лишению свободы виды наказаний.
Так, постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации при должной корректировке уголовного законодательства Республики Беларусь могли бы отбывать такие  альтернативных лишению свободы виды наказаний как общественные работы, исправительные работы и ограничение свободы на территории Республики Беларусь, наряду с постоянно проживающими в Республике Беларусь лицам без гражданства.
Постоянно не проживающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации, могли быть переданы Российской Федерации для отбывания наказаний в виде общественных работ, исправительных работ или ограничения свободы на ее территории в соответствии со статьёй 473 Уголовно-процессуального кодекса Республике Беларусь, при его корректировке в данной части (в настоящее время могут быть выданы лишь граждане Российской Федерации, отбывающие наказания в виде лишения свободы).